Учебный план

Летняя школа «Ориентирование на местности»

Предварительный учебный план: в данном плане возможны существенные изменения – корректировка названий и содержания курсов и семинаров, дополнения в списках литературы.

Современное искусство: философия, теории и концепции

  • Модуль 1. Философские основания современных арт-процессов

Семинар: Современное искусство и современность (Г. Мамедов)

Проблематика современности. Современность – образы или установка?

Основной текст: Мишеля Фуко. Ницше, Фрейд, Маркс  

http://lib.ru/CULTURE/FUKO/nfm.txt

http://www.philosophy.ru/library/foucault/nic.html

Дополнительное чтение: Что такое просвещение

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000554/index.shtml

Курс : Ж. Делез: из мира Эйдосов в мир Симулякров (Г. Мамедов)

Проблематика репрезентации, «истины», творения в классической и современной философии.

Семинар 1. Платон: теория Идей; основания европейской метафизики.

Основной текст: Платон. Государство

Семинар 2. Ж. Делез: низвержение «платонизма»

Основной текст: Ж. Делез. Платон и симулякр

Семинар 3. Ж. Делез: Что такое акт творения?

Слушателям будет предложен просмотр видео выступления Ж.Делеза

Курс: Искусство в эпоху тотальной креативности (Г. Мамедов)

Семинар 3. В. Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости

Основной текст: В. Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости

Дополнительное чтение:

В. Беньямин. Краткая история фотографии

Семинар 2. Культура Web 2.0 и концепции В. Беньямина

Основной текст: В. Друк. Автор 2.0: новые вызовы и возможности

 

Современное искусство: история, стратегии и практики

  • Модуль 2. Концептуальное «событие» в современном искусстве

Курс: Парадоксы авангарда: автономия / гетерономия (О. Шаталова)

Семинар 1. Сверхзадача художника. Интерпретация авторской интерпретации.

Основной текст:

— Казимир Малевич. От кубизма и футуризма к супрематизму (1915) // Казимир Малевич. Черный квадрат. СПб., Азбука, 2001. С. 29-57.

 Рекомендуемые дополнительные тексты:

 — Ролан Барт. Разделение языков (1973). http://yanko.lib.ru/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34617087. Война языков (1973). http://yanko.lib.ru/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34617090

— Платон. Государство. Книга десятая // Платон. Сочинения. Т. 3 (1). М., Мысль, 1971. С. 421-439 http://www.philosophy.ru/library/plato/01/resp10.htm

Семинар 2. Слияние знака и объекта.

Рекомендуемый текст:

Н. С. Сироткин. О методологии исследования авангардизма, или Эстетические отношения авангардизма к действительности (2001). http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/ns_metod.htm

Семинар 3. Субмедиальная истинность. (не менее 2 занятий)

 Основной текст:

 — Борис Гройс. Под подозрением. Феноменология медиа. Главы: «Введение», «Медиум становится сообщением», «Экстремальная ситуация и истина медиального». М., Художественный журнал. 2006, С. 7-21, 79-101.

Семинар 1: Эстетика vs. Искусство (Г. Мамедов)

Основной текст: Джозеф Кошут. Искусство после философии

  • Модуль 3. Художественные практики «метаисторического» субъекта

Семинар 1: Художественные практики «метаисторического» субъекта: Введение

(Г. Мамедов)

Основной текст:

Б. Гройс. Эстетическая демократия

Курс: Постколониальный контекст и современное искусство (Б. Чухович)

Семинар 1: «Ориентализм» Эдварда Саида

Проблематика: Предыстория понятия. Социо-культурный контекст и проблематика книги. Критика «Ориентализма».

Основной текст: Эдвард Саид, «Ориентализм». Введение.

Дополнительная литература:

Мишель Фуко. Глава «Дискурсивные закономерности» / Археология знания (1969) (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko_arh/01.php )

Востоковедение. Статья из Большой Советской Энциклопедии, 2-е изд., т.9, (1951)

Василий Бартольд, История изучения Востока в Европе и России, гл.2 (1925)

Федор Достоевский, Дневник писателя, 1881 г. Глава 3 (Взятие Геок-Тепе. Что такое для нас Азия?) и 4 (Вопросы и ответы) (http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0530.shtml)

Семинар 2: «Ориентализм» и постколониальные исследования.

Часть 1. Критика ессенциализма. Деконструкция идентичностей.

Основной текст:

Иммануил Валлерстайн. Существует ли в действительности Индия? (1991)

Часть 2. Русский ориентализм. (Россия и Испания. Россия и Италия. Россия и Кавказ. Россия и Средняя Азия). «Внутренняя колонизация» – «русский народ» как «восточный Другой».

Основной текст:

Александр Эткинд, «Русская литература, XIX век: Роман внутренней колонизации» (2003) (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/etk.html )

Дополнительная литература:

Гаятри Спивак, Могут ли угнетенные говорить? (1985)

Алексей Миллер, «Тема Центральной Европы: история, современные дискурсы и место в них России» (2001) (http://magazines.russ.ru/nlo/2001/52/mill.html )

Семинар 3. «Ориентализм» и Центральная Азия.

Проблематика:

Ориенталистская составляющая среднеазиатского авангарда и социалистического реализма. Ориентализм национального романтизма. Авто-ориентализм пост-перестроечных идеологий и художественных практик.

Семинар (2). Эстетика взаимодействия и практики участия: pro et contra (О. Шаталова)

 Основные тексты:

 — Николя Буррио. Эстетика взаимодействия. ХЖ № 29. http://www.guelman.ru/xz/362/xx28/x2808.htm

— Клер Бишоп. Социальный поворот в современном искусстве. ХЖ №№ 58-59 http://xz.gif.ru/numbers/58-59/povorot/

— Елена Яичникова. «Эстетика взаимодействия»: сделало в 2005. ХЖ № 60. http://xz.gif.ru/numbers/60/estetika-vzaimodeistviya/

Дополнительный текст:

— Клер Бишоп: «Социально ангажированное искусство нужно оценивать только эстетически». Интервью для сайта Openspace.Ru.  http://www.openspace.ru/art/events/details/16799/

Семинар 3: «Художественное сообщество vs. художественная система — мутация
московской ситуации искусства от 90-х к 2000-м. Место публичного
высказывания и его политическая способность». ( П. Микитенко)
 
Основные тексты:

ХЖ N23 «Художественные институции»
Жак Рансьер «На краю политического» часть вторая «Сообщество и его
внешнее».
Жорж Батай «Внутренний опыт» часть 1, глава 3 «Принципы метода и
сообщества».

Семинар 4 (а): Social Practice Art: motivations and practices (K. Henry)

Семинар 4 (b): Арт-резиденции: обзор (Ф. Кузиев)

For Fun and Profit (open to general public)

Открытая лекция «Дружба, любовь, вечность Усто Мумина» Б. Чухович

Открытая лекция «Образы города в искусстве ЦА и проблема идентичности: от поиска к производству» Г. Мамедов

«Встреча с художником»: Елена и Виктор Воробьевы

«Встреча с художником»: Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев

«Встреча с художником»: Джамшед Холиков

Вечерняя кинематографическая программа

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

  • Blog Stats

    • 21,124 hits
%d такие блоггеры, как: