Эссе участников

Statements written by students of the Summer School 

 

Сотворение смыслов = сотворение мира

Я бы хотел поговорить о необходимости, о жизненной необходимости создавать смыслы. Если мы обратимся к отрывку из пьесы драматурга Гамбини “Монолог трубачиста в городе где нет печных труб” мы сможем хоть немного пролить свет на это таинственный ритуал. Возможно, если нам повезет, мы сможем анатомировать это явление чтобы понять как все устроено, чтобы попробовать на вкус, создать копию и после всего забыть все это. Итак приступим непосредственно как отрывку из монолога, точнее начнем с той ее части когда художник эксплицирует о невозсожности им создавать смыслы:

“Я зашил себе анус. Я не акционист и не считаю себя последователем Ван Гога. И это не политический протест. Это не протест вовсе. Я нахожусь в здравом уме и как мне кажется, могу адекватно реагировать на все то что происходит вокруг меня. Эксперимент ли это? Нет, это не эксперимент. Новая форма поиска вдохновения? Нет. Может быть это спор на деньги? Нет. Причина проста – я решил, если я не способен что-то создавать то я не хочу терять то что есть во мне, то что я имею. ”

 В этом отрывке мы видим художника который приняв свою творческую бесплодность, смирившись со своей не способностью создавать смыслы пытается сохранить те смыслы которые в нем остались. Но разве это действие не есть создание смысла? Разве этот отказ не индекс необходимости создавать смыслы?

Закончив это тяжелое анатомирование я предлагаю разобрать 23 и 264 заповеди известного патофизиологиста и постнигилиста Жана Люка Манды. В 23 завповеди гововрится:

“В тот момент когда мужское, мазровое, постоянное вторгнется в женское, таентное, забытое тогда беги на север и в каждом городе оставляй по одному камню, по одному смыслу”. Здесь мы опять же сталкиваемся с жаждой создания, с необходимостью сотворения смыслов. В этой заповеди четко вырисосвывается картина рождения этой необходимости. Задается определенное временное пространство в котором что-то противоположное друг к другу взаимодействовать появляется направление и инструкции к действию.

“Вот зерно. Возьми его и танцуй.”

говорится в 264 заповеди и это ведет нас к концу. Эта заповедь не отвечает на главный вопрос: “Что движет необходимостью сотворения?” Эта заповедь остается равнодушной к созданию смыслов. В моей интерпретации это звучит следующим образом:

“Вот смысл. Возьми его и твори.”

Но это было бы слишком простой и прекрасной интепретацией. В итоге мы не пролили ни капли света на эту тему, не анатомировали ее и не попробовали на вкус потому как автор не приследовал этих целей. Автор мертв и этот текст хотелось бы закончить мне – слушателю своей интерпретацией на авторскую интерпритацию 264 заповеди. Я обращаюсь к вам всем. Послушайте мою интерпретацию:

“Вот смысл. Возьми его и сотвори свой смысл”

****

 

Манифест монотонности

Муратбек уулу Айтегин

 

*музыка начинается*

Бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц бум бум бум барц …

Бум.. бум… бум..

*музыка заканчивается*
Монотонность – первое чего боятся музыканты, когда пишут свою музыку. Принято, что монотонность приедает музыку. Принято, что от монотонности болит голова. Принято, что если музыка монотонна, ты должен сразу же переключить ее на другую.

Все это полный отстой.

Даже в промышленной музыке музыканты боятся монотонности. Музыканты боятся что их музыка не понравится людям.

Промышленность – это есть монотонность. Если ты пишешь промышленную музыку, то твоя музыка тоже должна включать в себя монотонность.

Не надо ее боятся. Наоборот, нужно ей наслаждаться! Входить в транс от монотонности! Монотонность – суть индастриала. А не всякие там «квииик!» «квааак!» , токсичные звуки, искаженные бочки, дисторшн, звуки сирен тревоги и т. д.. Конечно все это атрибутика индастриала, но оно не имеет смысла если нету монотонности.

Даешь монотонность !!

 

****

 

 

 

 

Твори со мной. Хотябы.

 

Самое главное это знать…даже не то, что ты хочешь, но знать точно то, чего ты не хочешь, и это втолкнёт тебя в то, что ты действительно хочешь.

Против спекуляции традиций и переодеваний в костюмы, против спекуляции эмоциями, против надрывания ран. 

За «Холодный реализм», как выразился один мой нежный друг, но меня привлекает здесь слово – «холодный», что для меня  — «неспекулирующий», «неманипулирующий». Это и есть факторы, создающие среду, в которой я творю смыслы : Имей, вызови желание и дай свободу развитию. Каждая моя работа – это высказывание. Я даю лишь ориентиры, намёки, «первые буквы слов», чтоб сориентировать, но контекст, среда нахождения этих букв даёт понять, увидеть каждое слово и прочесть высказывание в целом. Маскирую смыслы от потребителей (тем самым провоцируя их на поиск в себе творцово-сотворцовых качеств, рассчитывая на амбициозность оных ), открывают их сотворцы!

Сомнение в фактах доксальной реальности  даёт возможность осознать бессмысленность бытия и сознание неизбежности, вынужденности творения собственных смыслов, собственных ориентиров преследует саму жизнь.

 хочу уточнить, что 2 фактора ограничивают нас от самоликвидации:

1 удовольствие (чем руководит инстинкт самосохранения)

2 творение смыслов, то есть создание собственных ориентиров на карте жизни. Творение смыслов, как акт противостояния смерти.

К первому приходят многие (потребители),  но ко второму – не каждый. Ко второму приходят жадные до жизни, искушённые, пережившие, проглотившие, несчастливые и ненесчастные уже, поставившие саму жизнь под сомнение, не ищущие истину и не ждущие готовых «формул счастья». Я заинтересована именно в них, кого уже не удовлетворяют только удовольствия, в тех, кому не нужна история с большой буквы «И» и не нужны сопливые драмы любви с большой буквы «В» (вера); в тех, кто может безоценочно анализировать, холодно перенося через себя переживания, погружаясь в само впечатление, освобождаясь от вербализации, оценки; в тех, кто способен ощутить пропасть в пробеле меж словами, в тех, кто посредством собственных ассоциаций творит ориентиры в этой пропасти, кто внимателен и не пропускает (то есть творцам и сотворцам),  именно им я обращаю свои произведения, именно их я призываю творить со мною смыслы, беря ориентиры в моих произведениях

PS. (обращение к творцам – я свято верю, что в каждом есть творец смыслов и хочу находиться  в диалоге взаиммодействия лишь с ним (и по средствам своих произведений) игнорирую невнимательных потребителей, игнорирую вопрос – «поймут ли меня они, потребители», всё, чем я им могу помочь – поставить под сомнение их доксальную жизнь с рождением детей и лечением антибиотиками, эту пародийную основу бытия, под названием семья).

Батина Александра. 25.08.2010 Душанбе (Таджикистан) batinaalex.com

 

****                                                                                                             

Не верь

Не бойся

Не проси…

 

 

Не верь

Не верь “другим”, не верь “своим”,

Миллиарды мнений,

Триллионы слов,

Терабайты информации – всё вокруг пытается тебя склонить к себе, проникнуть в суть тебя, овладеть механизмами мышления, исследуя каждый жест, находясь в поисках подхода к “тебе”, штурмом осождая “замок души” или проникая украдкой в самое “сердце разума” полниостью овладевая сознанием.

И что потом? Перед нами предстаёт антропологический манкурт, идущий в пространство, неизвестно зачем. И начинается эпидемия “страха”, унося всё новые и новые жертвы. Панацеей может стать “критический анализатор”, приправленный творческим генерированием идей. Необходимо проводить профилактику с самого детства, принимать перманентно, 7 раз в неделю.

Вездесущая необходимость ставить всё “под подозрение”.

Не бойся…

 

Не бойся говорить…

Не бойся думать…

Не бойся быть нон-конформистом, плыть против течения общественности.

Не бойся искренне радоваться и грустить, смеятся и плакать…

Не бойся угадывать будущее

Не бойся спорить, критиковать, анализировать…

Не бойся создавать что-то новое, эксперементировать, пробовать и опять же ниспровергать…

Не бойся моделировать новую реальность, создавать новый дискурс, создавать свой контекст.

Не бойся сойти с ума, просто помни, что Ты можешь сойти с ума. Постоянное осознание этого, не позволит стать тебе сумашедшим…

Не бойся быть СВОБОДНЫМ!!!

Не бойся творить,

Не бойся мечтать…

Не бойся СЕБЯ…

 

Не проси…

 

Что есть такого, что тебе не доступно?

Не проси о том, что можешь сделать сам.

Не проси того, чего ты не заслуживаешь.

Награды, почести и слава становятся просто словами, когда ты просишь о них…

Всё самое ценное – жизнь, любовь, дружба – это Великий дар, это нельзя купить и продать, можно только найти и потерять.

Не проси у жизни справедливости,а  у смерти пощады…

Не проси вдохновения и творческого полёта фантазии, просто Живи…

Бермет. 27.08.2010

 

****

Statement

Диана

Искусство – придание смыслов, а не просто создание образов, процесс создания интепритаций и осознание того, что ты берёшь на себя ответсвенность за то, что ты “делаешь” искусство.

Идеи рождают художественое произведение. В нашей голове появляется форма его выражения. В выражении важен не только результат, но и процесс создания.

Художественное произведение стремится к тому, чтобы его воспринимали интеллектуально и возможно, эмоцианально, ведь эмоции могут порождать движение ума, притяжение сходных вещей (сходных в вашем (нашем) сознании), т.е. движение, поиск.

Позиция поиска постоянна, она всегда присутсвует в нас. Мысль в поиске… и эта ищущая мысль и производит искусство.

Художник – интепритатор, заявивший воткрытую намерение отнести своё произведение к искусству, стремящийся привнести что-то своё, сделать прыжок из профанного пространства в валоризованное, при этом зная, что придётся возвращаться.

И с каждым возвратом хочется сказать;

Быстрее, выше, сильнее…ну, и осознаннее.

Создание интепритаций

Прыжок                Художник       Отвественность

Намерения                 Инновация             

 Душанбе

27.08.2010

****

 

 Дмитрий.

 

Может ли художник быть творцом своей жизни? Являются ли его цели, стремления к чему-то действительно тем что ему нужно? Есть ли это конечная точка пути? И что за ней? Существует слишком много вопросов, ответы на которые если приходят, то постоянно ставятся под сомнения, трансформируются и перетекают в новые вопросы.

Могут ли  полученные знания как-то помочь, дать утвердительный ответ на что-то. Или они будут являтся неким стопором или ложным указателем направления, ведь они кем-то были придуманы. Возможно эти знания надо воспринимать как осведомления, иметь их в виду. Если всё дело в собственной установке , то она тоже не может быть оканчательной, так как в процессе творения раждается стратегия. То есть суть  истины лежит  в стремлении к истене, в самом пути. Которая выбирается бессознательным процессом мышления, который мы не осознаём, то есть интуицией.

 

****

 

 

Artist statement/ r.marat

Введение. Я начал копать яму. Уже давно. Мог бы начать строить сарай, но в таком случае ушли бы большие денежные расходы, которые теперь компенсировались большим физическим трудом под палящим солнцем. Этой ямой я занимаюсь несколько лет, а приходил к этой идее многие годы – мне потребовалось много сидеть за книгами, много работать, прежде чем я приступил к этой работе.

            Это тем не менее не просто яма. Иной раз гости смотрят на меня сверху, на меня, погруженного в раскапывании ямы. Они видят несколько лестниц, ведра, камни, пески, меня, перебирающего камни, они смотрят на меня словно на средневекового каменщика. Однако редко, кто понимал, что яма – это не только яма, но это образ – образ уединения и малых радостей. В суровую зиму – здесь в тишине, будет маленький сад, где я, включив лампочку, буду работать здесь. Это обиталища одиноких мух и одиноких пауков, которые скрасят мое уединение. Но и это не столь важно – важно то, что яма – это мой путь художника, а потому, суть не в самой яме, а в тени ямы, то, что стоит за ней – выбрал бы я путь копания могилы или шлифования кирпича – суть одно – меня интересует как построить собственными руками тень рая, тень, где человек ощущает свою жизнь как искусство. И, кажется, я уже почти догадался, и уже почти построил тень рая и живу в нем, попивая чай, читая книги, беседуя прохладной ночью под песню сверчков. Я живу в уединении, в спокойствии и в безмятежности – свежем летом или суровой зимой… я продолжаю жить и постигать.

            Высоко в горах, в холодных, высоких горах, глубокой и страшной тьме, где заблудший скиталец ощущает себя обреченным – там я копаю яму и свечу фонариком в даль, в низину. Тонкий луч светящего фонаря, пробивая бездну бурана едва достигает скитальца и зовет его сюда, чтобы разделить с ним покой, тишину и красоту этого едва уловимого мира, который я разбил в яме…

Введение. Томас Мор в книге «Город-Солнце» описал свою мечту о счастливой жизни – это один из многочисленных примеров бытописания мечты, некоего рая – в прошлом ли, в будущем, но всегда ускользающим от настоящего. Гете описывает план уединенную жизнь поэта – у него есть сад, в котором он работает ровно столько, чтобы не утомиться, но получить удовольствие от работы, у него совсем небольшой домик, чтобы суметь так же ухаживать за ним… — этакая миниатюра органичной жизни. Искусство вливалось в жизнь, как построения рая на земле, в архитектуре, в дизайне… но рай все время ускользал лишь потому, что рай все время скрыт в нас – в надеждах, в работе, в поиске – это образ не над нами, но внутри нас. И это большая проблема. Множества и множества описаний органичной жизни встает перед глазами, но над каждым мы ставим знак сомнения, поскольку мы выдаем «желание» за «реальность», начинаем наделять мистицизмом утопические проекты – от преобразования общества до единичной наживы. В какой-то период художник выдвинул проекты, подразумевавшие построения этой утопии – когда искусство и быт не отделимы. Но мы подвергаем сомнению этот мистический утопизм и роль художника меняет акценты.

            Кто он – этот художник? Художник в мире плавающего утопизма? Задавая этот вопрос – я адресую его себе. Сам себя я спрашиваю – куда я иду? Зачем я иду? – каков мой путь?– это эссе попытка дать ориентирные ответы.

Художник. Здесь меня интересует художник как исследователь. Как исследователь художник является некоторым архивариусом современности. Однако, документируя современность, он определяет, что входит в архив. Следовательно, он является интерпретатором современности. Как исследователь художник является создателем современности и тут проявляется его не современность, поскольку проект, который он использует, является всегда открытым для критики.

            Тут он становится создателем рая. Даже когда художник объявляет противоположное, взгляд его обращен «куда-то», где все-таки лучше, чем сейчас. Художник живет здесь и сейчас, но путешествует по направлению утопии.

            Чем же тогда художник отличается от бухгалтера, который также начертил траекторию в утопию? Лишь тем, каким механизмом он пользуется в своей жизнедеятельности. Как художник он осознанно вращает проблемы искусства в своей жизни. Тогда преобразование действительности читается как придание художественного смысла существованию. Как бухгалтер – он осознанно проводит бухгалтерскую работу в своей жизни. Художник – это одна из стратегий, формы жизни.

            Мне думается, что перед нами, в первую очередь, человек. Но поскольку он погружен в общество, где все маркировано, хоть и расплывчато, человек вырабатывает способы постижения и преобразования своей жизни. И их становится множество. Перед нами пульсирующий многослойный пирог, граница слоев которых расплывчата. Так где же он, художник? Как художник он осмысливает себя как художник. Так что я не вижу особой разницы между художником и бухгалтером. Разницу я вижу в маркировке, в осознанной маркировке.

Стратегия художника. Вступая на территорию преобразования своей жизни, художник охватывает широкий спектр инструментариев, поскольку система знаков, которая его окружает многогранна. Художник начинает себя осмысливать как художник, осмысливающий бухгалтерию. Поскольку он как знак вступает на территорию знаков и его взаимодействие со знаками будет определяться глубоким пониманием этой системы. В отличие от не-художника он осмысливает себя как художник, который осмысленно вступает на территорию знаков, вскрытия знаков.

            Как интерпретатор он стоит на позиции осмысления шаткости знаков-интерпретаций. Как преобразователь он сталкивается с этой системой как с монолитом, который может быть осмыслен и вскрыт. Следовательно интерпретация художника базируется на деятельном взаимодействии со знаками.

            Как путешественник, художник начерчивает свою траекторию взаимодействия со знаками и погружает себя в бесконечное документирование и преобразование. Он погружает себя осознанно. Однако каков этот план? Мне видится он в органичном преобразовании знаков – не в агрессивной, а «как бы» последовательной. Сама жизнь дает нам весь материал для ее преобразования. Весь материал в бесконечном процессе деятельности обретает всю базу преобразования. Это долгий и сложный процесс. Как сделать это быстро и эффективно? Для этого путешественник должен нарабатывать опыт и стратегию перемещения. Как сделает окружающий мир художественным? Необходимо проанализировать общество, его способ существования. Органично слить с методом преобразования действительности, тогда жизнь порождает художественность.

            В своей деятельности, художник создает новую систему интерпретаций – и вот оно вскрывается в окружающем порядке вещей. Все вокруг погружается в новую среду восприятия знаков – в тот момент, когда все знаки переозначаются, возникает эффект присутствия утопии и общество начинает видеть, осязать утопию здесь и сейчас.

Приход к утопии. В бесконечном художественном преобразовании окружения, вся система знаков стихает как агрессор. Художник погружает себя в пучину интерпретаций и его жизнедеятельность превращается в искусство. Исчезает миссианство, поскольку ничего нового не сделано, ничего не построено, а то, что возникает и проявляет себя как утопизм, как движение к мечте, возникает сама собой. Художник лишь спутник этого  преобразования. Что оставит после себя этот художник? Лето, осень, весну и зиму. Что ему нужно, чтобы вскрыть утопию здесь и сейчас? Ему нужна сама жизнь.

 

 

****

Открыть глаза, прозреть в толпу

Увидеть выход и терпеть,

Извлечь зерно из дискурса свободы

Творить, забыв о сущности народного творца

И сделать шаг, не заводить красивый толк,

Не о народе думы все мои,

Закрыть глаза, почувствовав потребность жизни,

Чтоб творить

Черкасов Николай

 

****

 

 

Фрирайтинг, утро 27 августа, Вейсп, НЛ

Манифест Художника

  • Искусство – создание своего мира. Нет, не обособленного, это вообще не важно, насколько он оригинален и выделяется ли в море других миров. Для меня важно в этом постулате то, что создавая мир – с нуля, заново, мы свободны, свободны устанавливать свои правила, выбирать образы, форму, содержание. Одно только условие, мир должен быть открыт взгляду других. Зрителей и не-зрителей. Создавая его, я думаю о том, как сделать его открытым, я не думаю как сделать его понятным. Открытость – это непротивление интерпретации, общению, участию зрителя. Больше ответственности я несу не за содержание даже, а за открытость моей работы. Закрывать, утверждать единолично свою правоту – значит ограничивать развитие, проникновение мира искусства и не-искусства друг в друга. Значит создаватьиерархию и хотеть власти.Жить, создавая миры = жизнь как искусство.
  • Каковы будут отношения Художник- Общество? Общество – это не материал для Художника. Художник не интерпретирует для себя. Не судит сразу и не вычленяет то, что ему нужно. Эмпатия. Говорить на языке общества, сравнивать (от слова «сровнять») себя с ним, и не обязывать. Задача Художника – находить возможности творчества, общения, развития Общества, иллюстрировать, артикулировать их. Больше задавать вопросы (причем открытые), чем предлагать ответы. Чтобы происходил процесс брожения умов, пробегания по симулякрам, создания мириадов точек пересечения и ветвей на карте мысли. Задействовать доступные сейчас механизмы обратной связи (веб 2.0) для переосмысления сделанного.
  • Самостоянье. Осознание своего жизненного пути, своей индивидуальности, собственного смысла жизни. Искусство как самостоянье. Самостановление. Подозрение, установка на современность, симулякры – все это этапы и принципы, которые я хочу прожить, состояться с этим пониманием. Цикл творчества может быть представлен так: Установка на современность (необходимость интерпретировать) – Подозрение (интерпретирование) – Акт творчества (когда стоит выбор или похоронить подозрения, множащиеся как раковая опухоль, или ограничить, артикулировав в произведении искусства) – Создание дискурса (общение, пробегание симулякра) – Установка на современность (понимание необходимости нового нового). В этом цикле я, как Художник, требовательна к себе и каждый новый виток не повторим, и я в нем другая. Через прохождение этого цикла происходит мое становление и разрушение, но на макро уровне это все одно большое становление меня, самостоянье.
  • Хочу ли я, чтобы мое искусство было актуальным? Хочу ли я в архив?
  • В итоге, для чего я творю?
  • Какая сверхзадача стоит передо мной прямо сейчас?

 

****

27.08.2010

Капишникова Оксана

Творчество современного художника предполагает мыслительный процесс, наличие идеи, концепта, основанного на актуальной проблематики. Здесь также вступает демистификация фигуры художника-пифии, творящего посредством «чувства и вкуса». Полный отказ от субъективного понимания проблематики, основанной на ощущениях художника, может привести к потере индивида. Акт творения, изначально инспирированный чувственными посылами, должен пройти осмысление. На этом этапе осмысления не достаточно иметь некое представление о работе, на мой взгляд, художник должен занять позицию исследователя.

  • Исследование. Моя установка, как художника, в первую очередь заключается в исследовании. Имея изначально идею, зарожденную эмпирическим путем, не достаточно эксплицировать ее суть. Что бы работа ни была однобокой, а наиболее полновесной, интенция художника должна пройти исследовательский процесс.
  • Социум. Невозможно в творческом процессе обойти политические и социальные сферы. Какая ни была бы художественная работа, она, так или иначе, будет связанна с социумом, иметь предпосылки социального характера.  Черпая свои идеи с масс, не значит предоставлять той же массе (зрителям) идентичный, массовый продукт. Произведение искусства хотя и частично отображает этот мир, но оно не есть копия этого мира. Оно должно исключить из себя эффект подобности и стать имманентным. Через призму «я» художника, исследовательский процесс, объект трансформируется из своего начального этапа, массового порядка, в произведение искусства.
  • Свобода.  Наличие свободы в творческих посылах. Акт творения художника должен сопровождаться свободой действий, свободой интерпретаций каких-то либо процессов, автономностью. Загоняя художника в рамки моральных устоев и др., теряется его сущность. Художнику требуется отрешиться от обывательских устоев, паразитальной доксы всеобщих мнений, клеше, и войти в состояние приближенное к безумию.

 

****

Карнауховой Веры

Появилось много вопросов, появилось много идей

Не могу и представить, что же было бы

Если б вместе не встретились здесь.

Симулякры, эйдосы, индексы-,

Все смешалось в моей голове,

Но не зря я об этом вы же знаете

Немного времени и все сложится в моей голове.

Пообщаться с удовольствием рада-

За чашкой чая обменяться страной

Про искусство узнать ваше богатое,

Про свое рассказать вам мельком

Сидя за лекциями обменяться улыбкой

После лекции к семинарам готовиться вновь

Беньямин уже сниться мне ночью,

А Платон в моих снах мой отец

Вот уже и закончилась школа

Мы прощаемся и вам пора домой лететь.

Если путь блаженный будущий невинный

Попутчикам не видан по пути,

Унынья обойди как поединок

И властью знания его ты одари-

Пройди преграды каменистой муки

С упорством духа ты, направив цель

Проникнешь в ядра загадочной дороги

Откроет путь и прелести труда!

 

****

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

  • Blog Stats

    • 20,972 hits
%d такие блоггеры, как: